Сегодня мы можем говорить о том, что благодаря фонду «Вольное Дело»,
АНО НМЦ «Школа нового поколения», в Усть-Лабинском районе активно
реализуются программы, стимулирующие интерес к естественно-научным и
техническим предметам. Второй год в восьми школах (5-6-е классы) успешно
реализуется авторский курс «Основы естественно-научных исследований»
(Е.И.Африна), а с 1 сентября 2013 года в первых классах (школы №2,6,19)
учителя преподают «Окружающий мир» используя технологию DASH. Проект
«Школа инженерной культуры» органично вписался в Программу ШНП. Мы
постоянно отслеживаем, как работают учителя в этом направлении, какие у
них возникают проблемы, насколько интересны детям эти предметы. Районные
семинары, мастер классы, школьные и муниципальные конференции дают
возможность видеть результаты совместной работы. 1 декабря в
МАОУ СОШ №2 прошёл семинар для учителей первых классов района, которые в
этом учебном году ведут инновационный курс «Окружающий мир». На
семинаре присутствовал руководитель программы Школы Нового поколения
Лачашвили Р.А., директор института системной педагогики , г.Москва.
Учителя СОШ №2,6,19 на семинаре говорили не только о проблемах, которые
появляются в процессе внедрения инновационного курса «ОМ 1-4» . Они в
своих выступлениях продемонстрировали коллегам из других школ наработки и
успехи учеников в освоении нового курса. Сечкина И.А., муниципальный
тьютор по ОМ, считает, что использование технологии DASH, стимулирует
педагогов учиться вместе с детьми. Праздником для нас явилось
участие научного руководителя Программы ШНП Лачашвили Р.А. 11 и 12
декабря 2013 года на муниципальной конференции по етественно-научным
исследованиям учащихся 5-х и 6-х классов. Участники конференции с
большим интересом, а это были директора, координаторы, учителя
естетвознания и гости, наблюдали за выступлениями юных ученых.
Пятиклассники рассказывали о своих маленьких исследованиях, проводили
настоящие опыты, показывали приборы, изготовленные своими руками,
отвечали на вопросы. Некоторым помогали родители. И пусть эти приборы
были сделаны из простых вещей, окружающих нас в жизни, но ребята
презентовали их с воодушевлением, потому что ими (мензурками, песочными
часами из пластиковых бутылоки и др.) можно пользоваться и даже
применять их дома. Свои замечания и предложения внёс руководитель
программы Школы Нового поколения директор института системной педагогики
Лачашвили Ренальд Александрович.
Изготовить приборы, понаблюдать за растениями – это одно, а вот
выступить публично оказалось сложнее. Ребята готовили свою речь, иногда
она была с ошибками, но они показали умение владеть терминами и уверенно
защищали свои проекты. Ученики 6-х классов чувствовали себя на
конференции более уверенно, ведь в прошлом году они приобрели первичные
навыки участия в конференции. Но неожиданно мы увидели, что большинство
из выступающих сосредоточились на презентациях, содержащих текстовой
материал. Зато выиграли выступления, которые содержали графики,
фотографии своих исследований. Конечно, причина в учителях, которые
неправильно сориентировали ребят. Вот и повод: проанализировать плюсы и
минусы конференции на ближайшем семинаре с координаторами и педагогами
ОЕНИ. Членами жюри были учащиеся 9-10-х классов МАОУ СОШ №2. Победителем
единодушно был назван Опенько Евгений, ученик 6 класса МБОУ СОШ №9
х.Железного. Женя болеет и пока находится на домашнем обучении, но
очень заинтересован в изучении курса. Выступал он с полным осознанием
материала, показал опыты со своими сообщающимися сосудами и
уверенно отвечал на вопросы. Хороши были многие ребята: Щучкина Катя,
Ларина Надя (гимназия №5) с прекрасно выращенными кристаллами и
объяснением, как они их выращивали и где их можно использовать. Кроме
того они показали умение выступать в паре, не мешая, а дополняя друг
друга. Дубина Ксения (МАОУ СОШ №3) представила и рассказала о приборе
анемометр, сопровождала свой рассказ с помощью видеоролика, что тоже
выгодно показало преимущество перед другими выступлениями. Очень
интересным было выступление Чораева-Авакова Владислава (гимназия №5)
«Испарение и конденсация». В своем выступлении ин использовал
качественные графики, приводил сравнения и показал осознанное владение
теоретическим и практическим материалом. Вот некоторые отзывы ребят после выступлений участников.
-Это мероприятие показало, что можно с помощью простых предметов
изготовить полезную вещь и использовать ее в жизни. Я тоже попробую
сделать мензурку и буду отмерять с ее помощью крупу, чтобы сварить кашу;
- Ребята – настоящие ученые, я хочу поскорее перейти на второй этаж в кабинет химии и тоже заниматься исследованиями; -
я боялся выступать перед взрослыми и ребятами из других школ, но когда
начал говорить, забыл про всех и вспоминал только то, что надо говорить,
чтобы не сбиться. А когда закончил, то увидел улыбки в зале. Стало
хорошо и не страшно. Хочу и на следующий год выступать;
- а мне очень понравились приборы на выставке. Много интересных
приборов, особенно у второй школы. Есть чему поучиться у ребят.
13 декабря в актовом зале школы №2 собрались: начальник и
зам.начальника УО, Баженова А.А., Тимонина Н.В., директора, координаторы
ШНП, педагоги и наши гости: Лачашвили Р.А., Давыдова Я.В., Коротков
А.В. А речь на семинаре шла о компонентах образовательного процесса ШИК:
просвещение, обучение, практика, о различных формах представления
информации, о составляющих Программы «Школа нового поколения» -
проектах «Школа инженерной культуры» и «Школа реальных дел».
Участники,объединенные в 4 группы, занимались проектированием
«Ломоносовскрй недели», разрабатывали план взаимодействия с бизнесом,
познакомились с программой работы и размещения текстовых и видео
материалов в сети. По окончании семинара получили задания по внедрению
модели организации проектно-исследовательской деятельности 7-10-х
классов «ШИК» и модели «ШРД». 18 декабря педагоги МБОУ СОШ №6
им.И.Т.Сидоренко приняли участие в вебинаре «Школа Реальных Дел», в
рамках которого были представлены разнообразные модели организации
проектно-исследовательской деятельности с точки зрения социального
партнерства. Они получили подробную информацию о деталях модели ШРД.
Теперь прояснилась роль МБОУ СОШ №6 как тьютора по ШРД. Координатор ШИК в Усть-Лабинском районе Долотина Е.Г.
|